Как скромность связана с духовностью?

skrЦель этой статьи раскрыть суть скромности, предложить опыт переживания этого качества, чтобы каждая из нас определилась, как она будет применять это знание в своей жизни дальше.

Каждая из нас в жизни проходит стадии становления себя как личности в физическом плане, эмоциональном, ментальном и духовном. Все мы находимся в поисках смысла жизни, своего счастья, которые, в конечном итоге, приводят нас к духовному самосовершенствованию.

На каком-то этапе своей жизни мне открылось крохотное окошко в духовный мир, одно из условий которого было одеваться и вести себя скромно (и это только начало,,, на самом деле работа над этим качеством многогранна и бесконечна!).

Если мы поищем значение слова «скромность» по-русски на просторах Интернета, то найдем, обобщая, два значения:

  1. сдержанность в демонстрации, обнаружении собственных достоинств или умеренность (внутреннее ощущение)
  2. простота и пристойность (внешнее проявление)

Ни то, ни другое определение не трогает за душу, и тем более, не мотивирует, по крайней мере меня, на внутреннюю работу над этим качеством.

Если мы рассмотрим слово «скромность», то по ассоциации у меня всплывает слово «укромный», а также, слово «скрыть» – оба этих значения зрят в корень этого качества.

Изучая Священные писания, вы найдете, что важно проявлять скромность

— в одежде,

— в поведении: смех, чих, выбор слов, взгляд, жесты, манеры, походка и т. д.

— в туалете,

— в погребении тела,

— в интимных отношениях,

— при рождении ребенка.

Кажется, я ничего не забыла… Хорошо, я понимаю – скромная одежда и соответствующее поведение. Дальше, список (и связанные с ним предписания) вызывал у меня недоумение, пока мне не посчастливилось услышать лекцию р. Фаермана о скромности. И, о чудо, все встало на свои места!

Прежде чем продолжить наши исследования по этому вопросу, давайте определимся, что у человека есть как материальное тело, так и духовная составляющая – душа.

Одно из определений скромности в религиозной литературе, это «не вызывать похоть». В этом смысле, скромная одежда и скромное поведение в обществе выполняют ту самую защитную функцию. И вместе с тем, этого определения не достаточно, чтобы объяснить, что такое скромность в туалете, при погребении тела и т.д. Оказывается, из слов р. Фаермана, что наше Тело имеет особое обаяние, такое, что вызывает в нас огромное искушение отождествлять себя только с Телом, забывая про Душу. Поэтому мы можем слышать такие выражения как «принцессы тоже какают», «будь естественной». При погребении человека, если это не делать в скромности, то есть опасность, что скорбящий отождествит покойника с его материальным Телом, забывая про его вечную Душу (индусы пускаются в другую крайность, сжигая тело).  То же самое с одеждой – когда мужчина видит нескромно одетую женщину, то он видит ее как объект для удовлетворения своих потребностей (тогда становится понятным выражение «дорогая, это была не интрижка, это было просто как вкусный обед»).

А если проникнуть еще глубже, то выясняется, что скромность – это скрытие перехода между двумя мирами – материальным и духовным. Доказательство тому описания в Священных писаниях. Например, получение Торы сопровождалось землетрясением, молниями, дымовой завесой (Исход 19:16). Прежде чем развести воды Красного моря, Всевышний наслал облако (Исход 14:20). В сказках мы тоже с этим встречаемся, например,  в «Волшебной лампе Алладина», прежде чем главный герой начинает общаться с джином, из лампы валит густой дым. С таким определением качества скромности у меня уложились в голове предписания мудрецов о скромности при погребении покойника, при рождении ребенка, война за каждый сантиметр в длине одежды. Переход между мирами очень тонок – всего пару сантиметров!

Давайте проанализируем вместе, какие чувства вызывают в нас следующие образы:

— Глубокий вырез блузки у девушки. Из опыта знаю, что мы настолько привыкли к этому, что не сознаем, какой посыл это несет в мир. Для нас женщин – это дань моде. Есть прекрасная статья, как скромность в одежде является прежде всего уважением и любовью к себе.

За столом некто смачно обсасывает косточки, или громко чавкает.

— Есть люди, которые делают церемонию из чиха: чихнут, громко высморкаются, покрякивая от удовольствия.

— Есть молодежь, которая на задворках громко ржет.

— Кто-то считает, что рассказывать скабрезные анекдоты – это норма.

Еще раз подчеркиваю, что в этой статье мы говорим о скромности не как о рамках приличия, свойственные тому или иному обществу, а как о нашем личном выборе быть животным или Человеком.

Конечно, бывает так, что Тело застало наше сознание врасплох и что-то нечаянно вырвалось, все бывает. И это нормально, не скромно, но можно извиниться и продолжить свои дела. Просто когда мы хотим сделать то или иное действие, важно задать себе вопрос «это выражает мою материальность или мою духовность?», «таким образом, я даю бразды правления Телу или Душе?». Поэтому так важно оставаться скромным даже наедине с собой, — борьба между духовным и материальным продолжается.

Резюмируя статью, мы понимаем, что основная задача скромности, это завуалировать переход между мирами, чтобы спасти наше сознание из ловушки «материальности»  бытия, а вовсе не из-за стыдливости или какого-то другого негативного чувства.

Скромность ставит перед нами выбор – что мы хотим подчеркнуть: свою материальность — конечность (животное начало) или духовность — вечность (Б-жью искру). Свою преходящую красоту, или свою вечную красоту? Каждый из нас знает, над чем ему нужно работать. Надеюсь, что данная статья поможет определиться, что такое скромность и как ее проявлять.

Скромность является необходимым атрибутом в духовном самосовершенствовании. Узнать больше>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.