Изучаем себя: эмоции

Martha_Graham_1948Неподражаемая Марта Грэм определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Проживая и выражая эмоции в танце, мы исцеляемся и становимся мудрее.

В этой статье я собрала основные положения об эмоциях: определения понятия, классификация эмоций, их функции и дополнительные способы проработки своих эмоций.

Марта Грэм, фотография Юсуфа Карша

Определение

Э (наружу) – моцио (движение). Любая эмоция с точки зрения биологии должна проявиться наружу.

Определение эмоций д-ра психологических наук  Н.И. Козлова: «Эмоции — пакет из трех элементов: это выразительные движения лица и голоса, это быстрые сдвиги в теле от одного функционального состояния к другому, и это движения душевных переживаний. В полной, настоящей эмоции с лицом, телом и переживаниями эти три составляющие выражены все сразу и полноценно, но чаще – не все и частично. В любом случае, эмоции – это всегда движения, имеющие выразительный образ.»

Классификация эмоций

Нам знакомо разделение эмоций на положительные и негативные, причем это разделение определяется нашей системой ценностей, убеждениями и верованиями.

Также существует разделение эмоций на грубые (ярость, гнев, бурная радость, раздражение) и тонкие (грусть, нежность).

Психотерапевт О. В. Солодовникова класифицирует эмоции  на первичные, вторичные и перенятые: «Все чувства, которые дают энергию, толчок к действиям, – это первичные чувства.  Они побуждают человека к новым свершениям, раскрывают творческие возможности, проводят невообразимые изменения. Первичные эмоции стоят у истоков всех начинаний человека. Они обладают энергией и мощью. И окружающие люди чувствуют силу, идущую от человека. Эмоции, отнимающие энергию, заставляющие человека страдать, быть слабым, вместо того, чтобы действовать – это вторичные эмоции. Эти чувства имеют одно предназначение – спрятать, замаскировать первичные чувства. Они подпитывают жалость к самому себе, ни к чему не приводят и могут длиться всю жизнь. Следующая категория – это перенятые чувства.  Когда человек говорит: «Я был словно не в себе», «В этот момент меня как будто подменили», – это часто говорит, что чувство принадлежит не ему. Перенятые чувства – те, которые принадлежат не самому человеку, а кому‑то из его родовой системы. Такие эмоции, как месть, ярость, желание установить справедливость, часто говорят о том, что чувство перенято.»

Функции

На мой взгляд, наиболее правильно отразила суть функций эмоций (на физическом уровне)  психолог Марта Николаева-Гарина: Существуют две главные функции эмоций: 1- оценка текущей ситуации (сигнальный уровень); 2- вывод человека из опасных ситуаций (спасательный уровень). Выполняя первую функцию, эмоции подают нам сигналы, которые мы обычно расшифровываем на физическом уровне как «мне хорошо» или «мне плохо». Получая эти сигналы, мы способны отчетливо понять: вот эта ситуация мне на пользу, а вот эта – является для меня угрозой. Вторую свою функцию эмоции начинают выполнять, когда первая пошла прахом: это когда сигналы вроде бы приняты, а выводы не сделаны. И не просто не сделаны выводы, а и перспектив к этому никаких – завис человек в опасной для себя ситуации и там сидит. В этих случаях эмоциональная система засучивает рукава и принимается вытаскивать из опасности сама – мол, как хочешь, а погибнуть тебе я не дам.

Наша эмоциональная система – это богатая палитра вполне определенных чувств. У каждого чувства своя частота вибрации. Частоты у эмоций разные, потому что информация в них заложена разная — чтобы не просто просигнализировать, что хорошо и что плохо, а и сообщить, насколько вот это хорошо, а вот это опасно.

Если представлять эмоции в шкале, то это выглядит так:

1. Радость, уверенное знание, могущество, свобода, любовь, благодарность.
2. Страсть.
3. Энтузиазм, рвение.
4. Позитивные ожидания, вера.
5. Оптимизм.
6. Надежда.
7. Удовлетворенность
8. Скука.
9. Пессимизм.
10. Неудовлетворенность, раздражение, нетерпение.
11. Смятение.
12. Разочарование.
13. Сомнение.
14. Беспокойство.
15. Осуждение.
16. Гнев.
17. Острое желание мести.
18. Ненависть, ярость.
19. Ревность, зависть
20. Чувство вины, недостойности, никчемности
21. Отчаяние, бессилие, депрессия

Каждая эмоция, обладая определенной частотой вибрации, запускает совершенно определенные химические процессы в теле. Когда мы испытываем конкретную эмоцию, в нашем теле происходит конкретная химическая реакция. И вырабатываются конкретные вещества. Как раз их и можно квалифицировать как «полезные» или «вредные». Сначала эмоциональная система определяет, на какой ступеньке эмоциональной шкалы мы зависли. После этого нас как бы берут за шкирку и приступают к решительным действиям, в результате которых мы начинаем подъем вверх по лестнице (эмоциональной шкале) в строгой последовательности. По мере того, как мы поднимаемся вверх по лестнице, мы последовательно освобождаемся от чувств, расположенных по шкале ниже. Например, желание мстить освобождает от ярости, беспокойство отвлекает от осуждения, разочарование оставляет позади сомнения, удовлетворенность убирает скуку и т. д.

Важное примечание от меня:

Я хочу напомнить, что помимо животной составляющей, в человеке есть духовная искра, которая в силах контролировать эмоциональную систему. Наши эмоции являются идеальным тренажером для становления нас как Личности, Человека. В духовных практиках важным моментом является контроль эмоций через ментальное усилие, при помощи правильных вопросов. Это базовый этап развития человека как духовной сущности. Например, каждый раз попадая в ситуацию с негативным эмоциональным зарядом, прежде чем привычно «разрядиться», важно спросить себя «чему эта ситуация/человек призваны научить меня?». Таким образом мы не подавляем эмоциональную энергию, а трансформируем ее в ментальную энергию.

Работа с эмоциями

Работа с эмоциями на всех уровнях

Раз в году Вселенная предоставляет нам уникальную возможность за определенный отрезок времени уравновесить свои эмоции, исправить свой характер, изменить привычные паттерны поведения (на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях) через древнюю практику «сфират аОмер».

Работа с первичными эмоциями

Первичная эмоция, будь она позитивная или негативная заряжает нас энергией, тогда как вторичная или перенятая  — забирают у нас энергию. Например, на днях я так увлеклась просмотром одной лекции, что упустила вовремя выйти на учебу. Разозлившись, я пулей вылетела из дома и преодолела путь в два раза быстрее, чем обычно (причем на улице стояла невыносимая жара).

техника «ПРИНИМАЮ СИГНАЛ»

Шаг 1: Принимаю сигнал
На этом шаге вы говорите себе: «мне плохо», то есть принимаете, признаете данную эмоцию.

Шаг 2: Чего я НЕ хочу?
На этом шаге вы устанавливаете причину, по которой возникла отрицательная эмоция.
Эта причина всегда укладывается в понимание, чего именно вы НЕ хотите. Поэтому не надо глубоко копать, заниматься самоанализом или искать виноватых. Просто спросите себя: «чего я НЕ хочу?»

Шаг 3: Чего я хочу?
После того, как вы определили, чего НЕ хотите, вам не составит труда понять, чего вместо нежелательного вы хотите. Скажите себе: «Прямо сейчас я хочу ____(то-то)» (не вообще «хочу», а вот в этот самый момент).

Шаг 4: Концентрируюсь на желаемом.
На этом шаге вам необходимо мысленно (или вслух) повторить формулировку шага 3 («Прямо сейчас я хочу ____(то-то)») пять раз. Техника такая: формулировка, потом вдох и выдох, опять формулировка – и снова полное дыхательное движение. И так пять раз.

Работа со вторичными или перенятыми эмоциями

Эмоции (обычно это вторичные чувства), которые не выходят наружу, выходят частично или подавляются, имеют обыкновение «соматизироваться» в теле. (Соматизация – это трансформация психической энергии в физическую.) Удерживание эмоций всегда связано с мышцами, например, поджимание ягодиц при страхе. Годами подавляя определенные эмоции в теле, психосоматические зажимы формируют определенную фигуру и лицо человека. Работать с такими психосоматическими зажимами можно через ТАНЕЦ, дыхательные практики, йогу, метод Фельденкрайза, биоэнергетику.

С перенятыми чувствами хорошо работать через семейные расстановки, медитации, НЛП и другими практиками, связанными с анализом своего рода, предков.

В статье использованы материалы из следующих источников:

1. http://www.solodovnikova.org/

2. http://www.psychologos.ru/

3. http://www.psyworld.ru/

4. http://marta-ng.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.